Книга-подвиг Салима Фатыхова

 

С поэтом и журналистом Салимом Фатыховым я познакомился в конце 70-х годов прошлого века в узбекском городе Навои. Мой новый товарищ поразил меня необычайной творческой многогранностью. Он не только писал стихи и очерки, но и занимался археологическими изысканиями (даже раскопками!) и печатал в научных журналах статьи. Кресло в его квартире, инкрустированное самим хозяином красочной мозаикой, было настоящим произведением прикладного искусства. Вдоль стены, охраняемая стеклом, размещалась главная ценность – каменные ножи, «домашняя» утварь, украшения древнего человека.

В последующие дни с группой молодых писателей я побывал в знаменитом Сармышском ущелье и жадно рассматривал петроглифы – художественное творчество на скалах первобытных людей. Салим шёл впереди – вдохновенно показывал и разъяснял. Под впечатлением увиденного и услышанного я написал стихи «Урочище Сармыш», «Медвяная трава», «Кумган» и другие – они вошли в мои книжки (их можно прочитать на моём сайте http:// nikbondar2008.narod.ru).

Прошли годы. Салим вернулся в родной Магнитогорск, а я переехал в Петербург, увлёкся деревянной скульптурой. Однажды, в соавторстве с природой, «сотворилась» небольшая композиция, которую я назвал «Двуединство» (её также можно увидеть на моём сайте). В небольшой скульптурке нашли отражение мои размышления: что есть Женщина, а что есть Мужчина. Безусловное первенство я отдал Женщине – она первооснова всего!
Вдруг, совсем неожиданно, я получил подтверждение этому в книге-энциклопедии «Мировая история женщины». Прислал мне её сам автор – Салим Фатыхов!

Теперь пришло время рассказать об авторе «Мировой истории женщины» чуточку больше. Все эти годы, что мы не виделись, он продолжал работать в поисковых экспедициях, изучал в Средней Азии наскальные изображения и реликтовые явления языческих верований. Он стал кандидатом культурологических наук, награждён Почётной серебряной медалью Екатерины Дашковой. Издал два сборника стихотворений, написал повесть… И упорно работал над «Мировой историей женщины».

Откроем эту необыкновенную энциклопедию. Подзаголовок гласит: «Хроно-культурологическое и фактографическое осмысление». Обозначено точно: ОСМЫСЛЕНИЕ. Потому что осмыслить, переворошить груды научных трудов всех времен и народов сквозь призму своих знаний и опыта – это не так-то просто! Эпиграфы к книге проясняют: «Женщина первична, мужчина – лишь то, что выходит из неё» (Бахофен). «Приоритетное место в нашем материальном пространстве принадлежит женщине изначально. И незыблемо!» (Ф. Шелов-Коведяев). Салим Фатыхов показывает женщину во всех исторических, биологических, социальных аспектах. Мы попадаем в матриархат, наблюдаем последствия его падения, стараемся вслед за автором понять истоки сексуальной эксплуатации женщины, лучше увидеть её неоценимый вклад в науку и культуру… Круг рассматриваемых вопросов поистине необъятный!

Нет смысла цитировать энциклопедию. Каждый раздел, каждая статья, каждый рисунок имеют свой предмет рассмотрения, суммарное впечатление от книги – в самом её конце. И всё же одну выдержку приведу – она показывает, как автор предельно внимательно, с большой теплотой относится ко всему, что связано с понятием «женщина». У современного человека, например, слово «блудница» вызовет разные чувства – в основном отрицательные. А теперь прочитайте, как толкует это слово на стр. 314 Салим Фатыховисторик, археолог, литературовед и просто добропорядочный Человек:

«В поэме «О Гильгамеше» («О всё видавшем»), созданной шумеро-аккадской цивилизацией на тысячу лет раньше гомеровской «Илиады», упоминается блудница Шамхат, сотворившая человека из быкоподобного Энкиду. Происходит это после преподанной Шамхат науки плотского наслаждения. Читаем перевод четвертого столбца первой таблички эпоса:

«Раскрыла Шамхат груди, свой срам обнажила –

Увидел Энкиду – забыл, где родился!

Не смущаясь, приняла его дыханье,

Распахнула одежду, и лёг он на Шамхат,

Наслажденье дала ему, дело женщин, -

Ласки его ей были приятны.

Шесть дней миновало, семь ночей миновало –

Неустанно Энкиду познавал блудницу.

Когда же насытился лаской, -

Увидев Энкиду, убежали газели,

Степное зверьё избегало её тела.

Вскочил Энкиду – ослабели мышцы,

Остановились ноги, и ушли его звери.

Смирился Энкиду – ему, как прежде, не бегать!

Но стал он умней, разуменьем глубже, -

Вернулся и сел у ног блудницы…»

«О всё видавшем», таб. 1, 1У, 16 – 30.

Пер. И. М. Дьяконова.

Энкиду, благодаря искусству блудницы, продемонстрировавшей не просто половой акт ради воспроизводства себе подобного, а чувственный секс, вызывающий не только зоологические, но и психологические эмоции, дарящий высочайшее наслаждение, потерял силу мышц. То есть Энкиду оторвался от животного мира, но зато стал « умней и разуменьем глубже». Иначе говоря, Энкиду стал человеком. А поскольку Гильгамеш – это Солнце, Энкиду – Луна (миротворящие объекты), Шамхат – не просто земная, а небесная блудница, то речь идёт не об индивидуальном, а о мировом животворящем акте. В образе Энкиду представлено всё доисторическое человечество, обретшее «разумение» через свободный, а главное, чувственный секс, которым не владеют животные, подарить который могут только суперсексуальные, с тонко организованной психикой, привлекательные женщины.

Шамхат в поэме олицетворяет в первую очередь суперсексуальность матери-прародительницы, породившей и любовь, и плодородящую силу. Она доступна всем, кто, как и она сама, ставит перед собой плодородящие цели. Пользующиеся её лоном выполняют великую плодородящую функцию. Она – кедеша – священная блудница. Но она не женщина, торгующая своим телом за кусок пищи. Она Женщина, осознающая своё божественное предназначение – и творить плодородие, и творить чувственного, разумного человека!»

Толкование древнейшего эпоса продолжается, а я поставлю точку. И добавлю: на страницах необыкновенной энциклопедии присутствует и поэзия, что также закономерно, ведь автор – поэт.

 

http://mytashkent.uz/2009/02/28/mirovaya-zagadka-zhenschinyi/

 

 

Используются технологии uCoz